О результатах проведения Всероссийского конкурса сочинений для школьников «Без срока давности»

 Всероссийский конкурс сочинений  «Без срока давности» проводится среди обучающихся 5-11 классов образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы.

Конкурс проводится в целях сохранения и увековечивания памяти о Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.

      В 2022 г. в Региональном этапе конкурса приняли участие более 1000 обучающихся из 66 муниципалитетов Свердловской области.

Во Всероссийский конкурс сочинений  «Без срока давности»  участвовали    обучающиеся нашего города.

 На конкурс были отправлены  — 11 работ  (6 работ  учащихся  МКОУ — СОШ №6 и 5 работ учащихся МКОУ — СОШ №31)

 Обучающиеся писали работы по следующим тематическим направлениям:

1) военные преступления нацистов и их пособников против мирных жителей на оккупированной территории города, села, района, региона в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;

2) мемориалы и музеи Великой Отечественной войны 1941-1945 годов как память о геноциде мирных советских граждан;

3) архивные свидетельства о фактах преступлений нацистов против мирных жителей в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;

4) Великая Отечественная война 1941-1945 годов в истории семьи участника Конкурса;

5) потери среди мирного населения на оккупированной территории в результате карательных операций, на принудительных работах в изгнании;

6) преступления японских милитаристов против граждан СССР;

7) дети в истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;

8) подвиг педагога в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;

9) биография жителей оккупированных территорий, эвакуированных семей, строителей оборонительных сооружений и работников тыла в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;

10) полевая почта как форма связи между тылом и фронтом;

11) произведения музыкального, изобразительного, драматического и (или) кинематографического искусства как память о жертвах геноцида 2021/22 учебный год 5 мирных советских граждан в годы Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов;

12) деятельность поисковых отрядов и волонтерских организаций и участие молодежи в мероприятиях по сохранению и увековечению памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. 

Конкурс проводился среди 4 возрастных групп обучающихся:

1. обучающиеся 5-7 классов общеобразовательных организаций (категория 1);

2. обучающиеся 8-9 классов общеобразовательных организаций (категория 2);

3. обучающиеся 10-11(12) классов общеобразовательных организаций (категория 3);

4. обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования (категория 4) 

Победители Муниципального этапа   Всероссийского конкурса   сочинений « Без срока давности»  

Ф.И.О.классОУТематическое направлениеТема сочиненияЖанрФ.И.О учителя
                                                                                                                                         5 -7 классы
 1Ларкина Арина Андреевна5МКОУ-СОШ №31Дети в истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов  Школа милосердиярассказЗырянова Алина Александровна
 2Колпакова Дарья Тимуровна7МКОУ-СОШ №6Дети в истории Великой Отечественной войны 194 – 1945 годовПамять нашу не стереть годами…рассказ Карвацкая Галина Александровна
3Белявцева Арина Александровна5 МКОУ-СОШ №31Дети в истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов  Дневник блокадной девочкидневникГерр Екатерина Андреевна
4Левченко Виктория Сергеевна6МКОУ-СОШ № 6Великая Отечественная война 1941-1945 годов в истории семьи участника КонкурсаВойна глазами ребёнкаочерк Тарас Елена Николаевна
8-9 классы
1Деревянных Анастасия      8МКОУ-СОШ№31 Великая Отечественная война 1941-1945 годов в истории семьи участника Конкурса   Правда о войне   очерк Герр Екатерина Андреевна
2Насибулина Карина Дмитриевна    8МКОУ-СОШ№31 Великая Отечественная война 1941-1945 годов в истории семьи участника Конкурса   Истина солдата дневник Герр Екатерина Андреевна
3Мисюряев Алексей Иванович8МКОУ-СОШ № 6Великая Отечественная война 1941-1945 годов в истории семьи участника КонкурсаГероическое прошлое моей семьиочеркТарас Елена Николаевна
4Погорелкина Анастасия Евгеньевна  9МКОУ-СОШ № 6Военные преступления нацистов и их пособников против мирных жителей на оккупированной территории города, села, района, региона в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов  Память сердцаПисьмоКарвацкая Галина Александровна
10-11 классы
1Кудрина Дарья Васильевна11МКОУ-СОШ№31Полевая почта как форма связи между тылом и фронтом«Здравствуй, моя дорогая…»дневникПоварова Лариса Николаевна
2Тарас Олеся Александровна10МКОУ-СОШ № 6 Великая Отечественная война 1941-1945 годов в истории семьи участника Конкурса«Нет, не забыть о той войне… Она в тебе, она во мне, как в каждом русском человеке» (война в истории моей семьи)эссеСмирнова Татьяна Фёдоровна
3Останина Вероника Андреевна10МКОУ-СОШ № 6  Великая Отечественная война 1941-1945 годов в истории семьи участника КонкурсаИстория моей семьи во время Великой Отечественной войныэссеТарас Елена Николаевна

              Призёрами  регионального этапа  Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности» в Свердловской области в 2022 году  стали обучающиеся МКОУ-СОШ №31

Ф.И.О.классОУТематическое направлениеТема сочиненияЖанрФ.И.О учителя
 1Ларкина Арина Андреевна5МКОУ-СОШ №31Дети в истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов  Школа милосердиярассказЗырянова Алина Александровна
2Белявцева Арина Александровна5 МКОУ-СОШ №31Дети в истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов  Дневник блокадной девочкидневникГерр Екатерина Андреевна

  Поздравляем наших призёров! Выражаем всем участникам благодарность за участие  во Всероссийском конкурсе сочинений «Без срока давности» в 2022 году.  Желаем творческих успехов и дальнейших побед!

Отрывки из Конкурсной работы  Белявцевой Арины Александровны — призёра регионального этапа  Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности» в Свердловской области в 2022 году

                                                                                       Дневник блокадной девочки

Мы родом не из детства, нет!

Его война у нас украла!

Как будто разом отключили свет,

 И тьма жестокая   настала.

И в горле задержался смех.

Рыданьем вырвавшись наружу…                                                                                                       Н.И. Афанасьева

 22 июня 1941 год

 Воскресенье. Яркое солнечное утро, я встала раньше Серёжки. Он хоть и старший, а засоня и тихоня. Оленька маленькая совсем, ей можно ещё поспать. Пойду помогать маме готовить завтрак. Сегодня у нас поход в парк культуры и отдыха. Ура! Увидела глаза мамы, а в них страх и ужас. «Что, что случилось?» Мама тихо сказала, что началась война. Немцы напали на нашу родину. Меня бросило в дрожь.  

 26 июля 1941 год

Мы с дядей Ваней и его охотничьим псом Джеком идём на охоту. Джек очень умная собака, и у него даже есть паспорт. В лесу страшновато и слышен гул орудий, где- то далеко идёт бой.

 16 августа 1941 год

Сегодня проводили на поезд дядю Ваню и старенькую бабушку. Они эвакуируются в Горький. Мы не поехали. У мамы и тёти Тани много работы в Горном институте.

27 августа 1941 год

Пришла с работы мама и сказала: «По радио сообщили, что немцы взорвали железную дорогу и путь везде закрыт». Мы остаёмся в Ленинграде. В Горький теперь не уехать.

 1 сентября 1941 год

Школу сегодня не открыли. Оленька ушла в садик, мама на работу. Закрылись все продуктовые магазины. Настроение у меня плохое, тяжёлое. Все кругом говорят, что немцы уже рядом.

8 сентября 1941 год

Задрожали стёкла. Послышался жуткий рёв самолётов. Завыла сирена. На город полетели бомбы. Прибежала с работы мама вся в слезах и сказала, что бомбят склады с продовольствием. От страха мы с Оленькой заревели. До самой ночи продолжалась бомбёжка. Небо пылало огнём и чёрным дымом.

13 сентября 1941 год

Радио молчит, в газетах ничего не пишут. От знакомых мы узнали, что ещё восьмого числа наш родной город был окружён немцами и взят в кольцо. Я затряслась от страха, и мной овладела паника. Что с нами теперь будет…?

  20 октября 1941 год

Мы сидим без света, его стали часто отключать. Немцы взорвали электростанцию. Запасов еды не осталось совсем. Нам установили в комнате печку — «буржуйку»  Сушим на ней хлебушек, который порезали на мелкие кусочки и сосём их, как конфетки. Кругом бегают голодные крысы.

   7 ноября 1941 год

 Сегодня праздник. Батареи совсем холодные. Нечем топить печку. Мама шьёт нам тёплые рукавицы. Олюшка весь день плачет от голода и холода, брат её успокаивает. Снова  застучал метроном, скоро завоют сирены. Мама хватает сестрёнку, и мы бежим в бомбоубежище. И так каждый день, снова и снова… Хочется хлеба, тепла и тишины…

  22 ноября 1941 год

 Мама вернулась с работы с радостной новостью: «По радио сообщили об открытии зимней  дороги на «большую » землю через Ладожское озеро. Нам везут муку и сахар». От счастья мы хлопали в ладоши! Ура! Скоро закончится этот невыносимый голод, а пока только пайка в 125 грамм хлеба с опилками на весь день.

 15 декабря 1941 год

 Сегодня у мамы отобрали все карточки на хлеб. Мы ревём, мама ревёт. Есть только кипяток на печке и два кусочка сахара. Каждую ночь снится хлеб и суп. Надо терпеть и кормить брата с сестрёнкой. Снова бежим, снова стучит метроном. Сил уже совсем нет.

  31 декабря 1941 год   

Новый год. Самый страшный новый год в моей жизни. Света нет, воды тоже  и никакой еды. Очень — очень хочется кушать. Мама нашла в кладовке старые сандалии и сварила их, они были из свиной кожи. Мы резали их и ели. Жуткий холод и темнота, день похож на ночь. Когда же это закончится????

Отрывки из Конкурсной работы  Ларкиной Арины Андреевны  — призёра регионального этапа  Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности» в Свердловской области в 2022 году 

Школа милосердия

Раздались шаги. Я торопливо положила фотоальбом на место, но моя любимая бабушка это заметила. Она посмотрела на меня, загадочно улыбнулась и достала из шкафа еще один старый потрепанный альбом. Она показала фотографию маленькой девочки, очень похожей на меня. Каких только лиц там не было!

— Расскажи мне о них, — попросила я.

Бабушка, перелистнув несколько страниц альбома, достала фотографию, на которой были изображены дети возле здания, и поведала мне такую историю. От ее имени я и хочу вам ее рассказать…

Когда война коснулась нашей страны, мне было 11 лет. Война ворвалась в нашу будничную жизнь вихрем перемен и потерь. Во время войны люди теряли близких себе людей, родственников, друзей. Я помню, когда пришло известие о начале войны, у нас был урок истории СССР и нам рассказывали о том, как страны решили соединиться в одно целое. Где-то в начале урока к нам в класс стремительно вошел Иван Федорович, один из немногих завучей нашей небольшой школы, класс встал в немом приветствии. Иван Федорович махнул рукой в знак того, что мы можем сесть и, обращаясь к учительнице истории СССР, Лидии Михайловне, сказал:

— Скоро всех мужчин и парней заберут на фронт.

Все, кто до этого момента шушукались и перешёптывались, замолчали. Все до одного смотрели на Ивана Федоровича. Может быть он пошутил? Лидия Михайловна встала из-за стола и вышла из кабинета, перед этим не забыв сказать старосте нашего класса Любе задание до конца урока. Я повернулась к Вовке, с которым сидела за одной партой.

— Как ты думаешь, это все правда? – спросила я у него в надежде на отрицательный ответ.

— Правда, Иван Федорович никогда не врет. Да и пошутить он не мог, слишком серьезная это тема для шуток, – ответил Вовка, сурово сведя брови на переносице. Я отвернулась от него и стала делать задание. Первая  мысль, которая стала крутиться у меня в голове «Они заберут папу…».  После этого дня все шло своим чередом и почти все забыли о новости, которая шокировала всех несколько дней назад.

Отца забрали. Он погиб. Там. На фронте. Нам с мамой прислали серый конверт, в котором была похоронка. Помню, мама тогда молча упала на стул и смотрела куда-то сквозь пространство. Тогда я не на шутку испугалась, ее взгляд на тот момент выглядел совершенно пустым. Тело отца нам так и не отдали… Затем на фронт забрали Ивана Федоровича.

Однажды к нам в школу пришли  военные и попросили  позвать кого-нибудь из старших. Их было слишком много, и мы испугались. Потом нам сказали, что это – свои, тогда мы успокоились.

На следующий день в нашей школе объявили набор добровольцев на фронт. Все старшеклассники ушли, даже те, кто не подходил по возрастной категории, все равно умудрились попасть на фронт. Родители позабирали своих детей из школы. Школа опустела. Остались лишь классы с четвертого по восьмой. Четвероклассники уже понимали, что помощь понадобится, и ничто не могло их остановить, даже родительский запрет. Через несколько дней директор собрала линейку из оставшихся учеников. Она тогда произнесла речь. Эту речь я запомнила на всю жизнь, хотя со временем слова из моей памяти стерлись, и я где-то могу ошибаться, но смысл навсегда залег в моей памяти  крепким фундаментом:

— Товарищи! Сейчас для всех нас настал тяжелый период  жизни! — так начала свою речь директор. – Вы все должны понимать, что любая помощь не будет лишней ни для кого. Поэтому в нашей школе с завтрашнего дня будут открыты  госпиталь для раненых и штаб-квартира военных. Хочу напомнить вам еще раз, что любая помощь приветствуется.

—  Получается, мы не будем больше учиться? – спросил мальчик из четвертого класса.

— Учиться, конечно, вы будете. Ваша помощь будет занимать много времени, но и не учиться вы не можете, поэтому уроки будут проходить вечером после того, как вы освободитесь.                                                                                                             

К директору подошла Любовь Ивановна, классный руководитель 4-го «В», и, что-то прошептав ей на ухо, отошла.

— Кто не согласен с этим условием, может выйти из строя, винить не будем. Поймем, — сказала директор.

Никто не шелохнулся и не вышел из строя, и она удовлетворенно кивнула, сказав:

— Вот и отлично, завтра в 7.00 встречаемся в фойе, на первом этаже. Линейка закончилась, можете расходиться.

На следующий день я со своей школьной подругой Аней пришли ровно в 7.00 в школу. Все, кто вчера присутствовал на линейке, пришли сегодня в школу. У некоторых девочек я заметила в руках бинты и какие-то лекарства. Я, хлопнув себя по лбу, вспомнила, что забыла взять медикаменты. Посмотрела на Аню, она выглядела слегка смущенно, из-за того, что тоже не догадалась.

—  Не переживай, мы сходим потом домой и возьмем все, что нужно.

— Отличная идея! Ты не знаешь, что мы будем сегодня делать? — спросила она у меня. Но я не успела ей ответить, потому что пришла директор.

—  Я приветствую вас, дети! Мне очень приятно, что вы все сегодня пришли, и ваша помощь для нас будет своевременна и необходима. Теперь я хочу разделить обязанности между девочками и мальчиками, и прошу всех девочек отойти в левую часть фойе, а мальчиков в правую часть. Все девочки пойдут вместе со мной в госпиталь, а мальчики будут помогать вот этому достопочтенному военному.

 Герр Е.А., руководитель ГМО учителей русского языка и литературы

Рекомендованные статьи