Переход на новый ФГОС среднего общего образования в 2023-2024 учебном году

 Памятка о введении с 1 сентября 2023 года обновленного федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО)

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022 г. №732 внесены изменения в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413. Реализация образовательной программы среднего общего образования в соответствии с обновленным ФГОС СОО начнется в 10 классах с 1 сентября 2023 года.

Внесение изменений в ФГОС СОО продиктовано необходимостью создания единого образовательного пространства на территории всей страны и соблюдения принципа преемственности с ФГОС начального общего и основного общего образования. Уточненные формулировки позволят привести в соответствие образовательным программам содержание учебников и контрольно-измерительных материалов, используемых при проведении государственной итоговой аттестации.

Максимально допустимая аудиторная нагрузка обучающихся за два учебных года среднего общего образования, прописанная в обновленных ФГОС СОО, не может быть более 2516 академических часов (на 74 часа меньше по сравнению с предыдущей редакцией ФГОС СОО), что соответствует СанПиН, позволяет предупредить переутомление и сохранить оптимальный уровень работоспособности обучающихся.

В соответствии с обновленным ФГОС СОО учебный план должен содержать не менее 13 учебных предметов (русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика, история, география, обществознание, физика, химия, биология, физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности) и предусматривать изучение не менее 2 учебных предметов на углубленном уровне в соответствии с выбранным профилем обучения.

 В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебные предметы «Второй иностранный язык», «Родной язык», «Родная литература» могут быть включены в учебный план в случае поступления соответствующих заявлений от обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при наличии в образовательной организации необходимых условий.

 Расширение списка обязательных учебных предметов призвано обеспечить качественную подготовку обучающихся на уровне среднего общего образования в том числе по предметам естественно-научного и социально-гуманитарного цикла (физика, химия, биология, обществознание, география), изучение которых в соотвествии с предыдущей редакцией ФГОС СОО осуществлялось по выбору обучающихся и (или) родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Обязательное изучение русского языка сохраняется на одном (базовом) уровне для всех профилей, предусмотренных обновленным ФГОС СОО.

Содержание таких предметов как «Право» и «Экономика» интегрировано в предмет «Обществознание» базового и углубленного уровня. Содержание предмета «Астрономия» вошло в полном объеме в содержание учебного предмета «Физика», также сохранены требования к предметным результатам. Содержание учебных предметов «Естествознание» и «Экология» сквозной содержательной линией включено в такие учебные предметы как «Биология», «Химия», «Физика». Содержание учебного предмета «Россия в мире» вошло в учебные предметы «История» и «Обществознание».

В связи с тем, что такие предметы как «Право», «Экономика», «Естествознание», «Россия в мире», «Экология» изучались по выбору обучающихся, образовательные результаты, формируемые содержанием указанных учебных предметов, не являлись предметом оценки в рамках государственной итоговой аттестации и иных оценочных процедур. Освоение обучающимися образовательных программ по названным учебным предметам не проверялось. В соответствии с вносимыми изменениями эта работа будет систематизирована, содержание обозначенных в ФГОС СОО учебных предметов будет проверяться в рамках оценочных процедур.

Таким образом, в обновленном ФГОС СОО сохранены объем и содержание всех учебных предметов предыдущей редакции ФГОС СОО. Более того, в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений, образовательная организация вправе включить в учебные планы дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся в соответствии со спецификой профиля и возможностями общеобразовательной организации.

 Реализация обновленного ФГОС СОО будет осуществляться посредством федеральной образовательной программы среднего общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации №1014 от 23 ноября 2022 года.

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ ПО ВОПРОСАМ ВВЕДЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС СОО

МКУ «Управление образования городского округа Среднеуральск»

адрес: г. Среднеуральск, ул. Уральская 26, каб. 20, телефон 8(34368)7-39-04

obr.sredneuralsk@mail.ru

Контактное лицо: Наталья Викторовна Богатырева

Введение ФООП с 1 сентября 2023 года

Федеральные образовательные программы

Введение с 01.09.2022 обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО

С 1 сентября 2022 года на территории Свердловской области обучение в 1-х и 5-х классах муниципальных общеобразовательных организаций процесс обучения организуется в соответствии с обновленными Федеральными государственными стандартами начального общего образования и основного общего образования  соответственно.

Обновленные ФГОС соответствуют Стратегии научно-технологического развития РФ и достижению целей Указа Президента № 204 от 07.05.2018 по обеспечению глобальной конкурентоспособности российского образования

Нормативно- правовые основания:

Методическая поддержка педагогических работников:

На базе этой платформы размещены:
Информационно-методические материалы по вопросам введения обновленных ФГОС НОО и ООО, примерные рабочие программы по учебным предметам для 16 учебных предметов начального общего образования и 22 учебных предметов основного общего образования. Все программы представлены в разделе «Рабочие программы»;

Примерные образовательные программы;
Инструктивно-методические материалы (в   разделе «Апробация примерных рабочих программ»), можно принять участие в обсуждении проектов примерных основных образовательных программ НОО и ООО;

 «Конструктор рабочих программ» – удобный бесплатный онлайн-сервис для быстрого создания рабочих программ по учебным предметам. Сегодня им могут пользоваться учителя 1-9 классов, руководители образовательных организаций и их заместители, зарегистрировав свою учетную запись в системе;
Иные разделы в помощь педагогическим работникам, виртуальные лабораторные работы, методические интерактивные кейсы, пособия и видеоуроки;

«Конструктор учебных планов«– удобный бесплатный онлайн-сервис для образовательных организаций по созданию учебных планов в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ФГОС ООО и СанПиН.

На региональном уровне методическая поддержка осуществляется ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования Свердловской области

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ – это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование

личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде

ЧТО СТОИТ ЗА ПОНЯТИЕМ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»А. А. Леонтьев: Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферахчеловеческой деятельности, общения и социальных отношений.Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого
смысла / под ред. А.А.Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.

Составляющие функциональной грамотности

​​1. Читательская грамотностьспособность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в жизни общества.
​2. Естественнонаучная грамотность​​это способность вдумчивого взаимодействия с научными идеями и задачами, требующими наукообразного представления
​3. Математическая грамотность​​это способность человека формулировать, применять и интерпретировать математические явления в различных контекстах. Она включает в себя способность к математической аргументации, применение математических концептов, операций, фактов и инструментов для описания, объяснения и предсказания явлений. Она способствует пониманию роли, которую математика играет в современном мире, а также ее роли в процессе вынесения взвешенных суждений и решений, необходимых для конструктивной, вовлеченной и осознанной жизни в обществе
​4. Финансовая грамотность​​совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни
​5. Креативное мышление​способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
​6. Глобальные компетенции​сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем​

Банк заданий по ФГ: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/

Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa

Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/ Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction.

Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

Повышение квалификации по формированию функциональной грамотности

Подробная информация о работе ФГБНУ «ИСРО РАО» по методическому сопровождению регионов в вопросах формирования функциональной грамотности школьников размещена на портале «Единое содержание» https://edsoo.ru/ в разделе «Функциональная грамотность».

​​ЯндексУчебник Марафон по функциональной грамотностипросмотр
​Интенсив ЯУчитель 3.0просмотр
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся, размещенным по адресуhttp://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
Презентации выступлений спикеров серии вебинаров по итогам регионального мониторинга функциональной грамотности 12-19 мая 2021 годаhttps://www.irro.ru/index.php?id=5372

Функциональная грамотность. Адресные рекомендации 

Адресные рекомендации по итогам регионального мониторинга функциональной грамотности https://www.irro.ru/file/347330 


Реквизиты доступа к записям вебинаров:

ТемаСсылка
Общие итоги. Математическая грамотностьhttps://www.youtube.com/watch?v=ADJ70pjtRio
Читательская грамотностьhttps://www.youtube.com/watch?v=BRMiFY9zo-8
Финансовая грамотностьhttps://www.youtube.com/watch?v=FNeptKgOdyc
Естественнонаучная грамотностьhttps://youtu.be/cvdWH85zPLA
Креативное мышлениеhttps://www.youtube.com/watch?v=oEiszhPHvKI
Глобальные компетенцииhttps://youtu.be/2N_xsY_3pAs

Проведение комплексной диагностической работы для обучающихся общеобразовательных организаций Свердловской области в рамках региональной системы оценки качества образования

 Диагностическая работа проводится в рамках региональной системы оценки качества образования и является составляющей регионального мониторинга качества подготовки обучающихся, в ней предполагается участие всех обучающихся, работа предназначена для определения уровня достижения метапредметных результатов Федеральных государственных образовательных стандартов, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях) и функциональной грамотности.

етапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности (например, сравнение, схематизация, умозаключение, наблюдение, формулирование вопроса, выдвижение гипотезы, моделирование и т.д.)

Данное тестирование – не контрольная работа, но её задания нужно постараться выполнить как можно лучше. Результаты теста помогут каждому обучающемуся определить, что и как можно улучшить в своей подготовке. Результаты тестирования будут получены 11-13 декабря у своего классного руководителя и в личном кабинете в сети Интернет.

Для выполнения заданий предоставляется одна попытка.

Тестирование проводится в онлайн-формате (в исключительных случаях, по решению образовательной организации диагностика может быть проведена с использованием бланковой технологии). Задания выполняются строго самостоятельно. При необходимости можно пользоваться черновиком. Пользоваться калькулятором и любыми источниками информации, кроме самих заданий, запрещено.

Не менее, чем за два дня до проведения оценочной процедуры в школе обучающимся будут выданы логины и пароли к платформе, чтобы они прошли демо-тест и познакомились с инструкцией по прохождению тестирования на платформе. Факт прохождения демо-теста и инструкции будет отражен в Региональной базе данных (РБДО). Время на демо-тестирование и инструктаж – около 3-5 минут.

Выданные реквизиты (логин, пароль) необходимо взять с собой в день проведения тестирования. Тестирование будет открыто в день проведения с 8:00 до 20:00 времени Екатеринбурга (+5 к UTC, +2 к МСК). Все задания тестирования аналогичны тем, с которыми обучающиеся познакомились в демо-тесте. Рекомендуется выполнять каждое задание последовательно, помечая сложные задания и пропуская их. Нужно постараться верно выполнить как можно больше заданий. К помеченным сложным заданиям можно вернуться при необходимости. Через 45 минут система автоматически закроется и сохранит ответы.

Результаты тестирования должны быть максимально объективными, они не влияют на результаты школы и на успеваемость учащихся, но позволят определить пути дальнейшего развития каждого обучающегося.