Введение с 01.09.2022 обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО
С 1 сентября 2022 года на территории Свердловской области обучение в 1-х и 5-х классах муниципальных общеобразовательных организаций процесс обучения организуется в соответствии с обновленными Федеральными государственными стандартами начального общего образования и основного общего образования соответственно.
Обновленные ФГОС соответствуют Стратегии научно-технологического развития РФ и достижению целей Указа Президента № 204 от 07.05.2018 по обеспечению глобальной конкурентоспособности российского образования
Нормативно- правовые основания:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об образовании в Российской Федерации»
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 10.02.2022 № 110- Д «Об организационно –управленческой модели введения обновленных федеральных государственных стандартов общего образования в Свердловской области»
- Письмо Министерства просвещения РФ от 15.02.2022 «О метод. рекомендациях по введению обновленных ФГОС»
Методическая поддержка педагогических работников:
- На федеральном уровне методическое обеспечение введения обновленных ФГОС НОО и ООО осуществляет ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», на сайте которого функционирует платформа «Единое содержание общего образования» педагогических работников
На базе этой платформы размещены:
Информационно-методические материалы по вопросам введения обновленных ФГОС НОО и ООО, примерные рабочие программы по учебным предметам для 16 учебных предметов начального общего образования и 22 учебных предметов основного общего образования. Все программы представлены в разделе «Рабочие программы»;
Примерные образовательные программы;
Инструктивно-методические материалы (в разделе «Апробация примерных рабочих программ»), можно принять участие в обсуждении проектов примерных основных образовательных программ НОО и ООО;
«Конструктор рабочих программ» – удобный бесплатный онлайн-сервис для быстрого создания рабочих программ по учебным предметам. Сегодня им могут пользоваться учителя 1-9 классов, руководители образовательных организаций и их заместители, зарегистрировав свою учетную запись в системе;
Иные разделы в помощь педагогическим работникам, виртуальные лабораторные работы, методические интерактивные кейсы, пособия и видеоуроки;
«Конструктор учебных планов«– удобный бесплатный онлайн-сервис для образовательных организаций по созданию учебных планов в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ФГОС ООО и СанПиН.
РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ – это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование
личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде
ЧТО СТОИТ ЗА ПОНЯТИЕМ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»А. А. Леонтьев: Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферахчеловеческой деятельности, общения и социальных отношений.Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого
смысла / под ред. А.А.Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.
Составляющие функциональной грамотности
1. Читательская грамотность | способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в жизни общества. |
2. Естественнонаучная грамотность | это способность вдумчивого взаимодействия с научными идеями и задачами, требующими наукообразного представления |
3. Математическая грамотность | это способность человека формулировать, применять и интерпретировать математические явления в различных контекстах. Она включает в себя способность к математической аргументации, применение математических концептов, операций, фактов и инструментов для описания, объяснения и предсказания явлений. Она способствует пониманию роли, которую математика играет в современном мире, а также ее роли в процессе вынесения взвешенных суждений и решений, необходимых для конструктивной, вовлеченной и осознанной жизни в обществе |
4. Финансовая грамотность | совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни |
5. Креативное мышление | способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения. |
6. Глобальные компетенции | сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем |
Банк заданий по ФГ: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/ Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction.
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
Повышение квалификации по формированию функциональной грамотности
Подробная информация о работе ФГБНУ «ИСРО РАО» по методическому сопровождению регионов в вопросах формирования функциональной грамотности школьников размещена на портале «Единое содержание» https://edsoo.ru/ в разделе «Функциональная грамотность».
ЯндексУчебник Марафон по функциональной грамотности | просмотр |
Интенсив ЯУчитель 3.0 | просмотр |
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся, размещенным по адресу | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ |
Презентации выступлений спикеров серии вебинаров по итогам регионального мониторинга функциональной грамотности 12-19 мая 2021 года | https://www.irro.ru/index.php?id=5372 |
Функциональная грамотность. Адресные рекомендации
Адресные рекомендации по итогам регионального мониторинга функциональной грамотности https://www.irro.ru/file/347330
Реквизиты доступа к записям вебинаров:
Тема | Ссылка |
---|---|
Общие итоги. Математическая грамотность | https://www.youtube.com/watch?v=ADJ70pjtRio |
Читательская грамотность | https://www.youtube.com/watch?v=BRMiFY9zo-8 |
Финансовая грамотность | https://www.youtube.com/watch?v=FNeptKgOdyc |
Естественнонаучная грамотность | https://youtu.be/cvdWH85zPLA |
Креативное мышление | https://www.youtube.com/watch?v=oEiszhPHvKI |
Глобальные компетенции | https://youtu.be/2N_xsY_3pAs |
Проведение комплексной диагностической работы для обучающихся общеобразовательных организаций Свердловской области в рамках региональной системы оценки качества образования
Диагностическая работа проводится в рамках региональной системы оценки качества образования и является составляющей регионального мониторинга качества подготовки обучающихся, в ней предполагается участие всех обучающихся, работа предназначена для определения уровня достижения метапредметных результатов Федеральных государственных образовательных стандартов, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях) и функциональной грамотности.
(Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности (например, сравнение, схематизация, умозаключение, наблюдение, формулирование вопроса, выдвижение гипотезы, моделирование и т.д.)
Данное тестирование – не контрольная работа, но её задания нужно постараться выполнить как можно лучше. Результаты теста помогут каждому обучающемуся определить, что и как можно улучшить в своей подготовке. Результаты тестирования будут получены 11-13 декабря у своего классного руководителя и в личном кабинете в сети Интернет.
Для выполнения заданий предоставляется одна попытка.
Тестирование проводится в онлайн-формате (в исключительных случаях, по решению образовательной организации диагностика может быть проведена с использованием бланковой технологии). Задания выполняются строго самостоятельно. При необходимости можно пользоваться черновиком. Пользоваться калькулятором и любыми источниками информации, кроме самих заданий, запрещено.
Не менее, чем за два дня до проведения оценочной процедуры в школе обучающимся будут выданы логины и пароли к платформе, чтобы они прошли демо-тест и познакомились с инструкцией по прохождению тестирования на платформе. Факт прохождения демо-теста и инструкции будет отражен в Региональной базе данных (РБДО). Время на демо-тестирование и инструктаж – около 3-5 минут.
Выданные реквизиты (логин, пароль) необходимо взять с собой в день проведения тестирования. Тестирование будет открыто в день проведения с 8:00 до 20:00 времени Екатеринбурга (+5 к UTC, +2 к МСК). Все задания тестирования аналогичны тем, с которыми обучающиеся познакомились в демо-тесте. Рекомендуется выполнять каждое задание последовательно, помечая сложные задания и пропуская их. Нужно постараться верно выполнить как можно больше заданий. К помеченным сложным заданиям можно вернуться при необходимости. Через 45 минут система автоматически закроется и сохранит ответы.
Результаты тестирования должны быть максимально объективными, они не влияют на результаты школы и на успеваемость учащихся, но позволят определить пути дальнейшего развития каждого обучающегося.